Медиа-лента

20 февраля
2016
НОВОСТИ Российских фермеров лишат импортного «секонд-хенда»
Российских фермеров лишат импортного «секонд-хенда»

С начала февраля в России действует утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику. Это очередной шажок на пути к импортозамещению. Власти таким образом пытаются сократить импорт подержанной техники в Россию, которая давно пользуется у нас спросом, и тем самым поддержать отечественных производителей. Не все эксперты разделяют этот оптимизм. Противники утильсбора предупреждают, все это может привести к росту цен на сельхозтехнику в целом, снижению инвестиционной привлекательности России и, в конечном счете, проблемам в сельскохозяйственной отрасли нашей страны.

Как это отразится на ценах?

Размер утилизационного сбора зависит от вида техники и того, была она в употреблении или нет. Базовая ставка – 150 тысяч рублей, она умножается на специальный коэффициент. По оценке экспертов, в среднем утильсбор на новую технику составляет порядка 5-10% от общей стоимости, на подержанную - до 50%. К примеру, за сельскохозяйственный колесный трактор мощностью 180-220 л. с. придется отдать 450 тысяч рублей, тогда как за подержанный трактор мощностью 28-340 л. с. - 3,3 миллиона рублей.

Несмотря на эти цифры, введение утильсбора никак не отразится на конечных ценах на сельхозтехнику или же отразится несущественно, считают в Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш».

- Крупнейшие российские производители приняли решение не поднимать цены в связи с утилизационным сбором, по крайней мере, в этом году. Оплата утильсбора пойдет за счет маржи. Как повлияет на импорт? Если импортеры будут 100% утилизационного сбора перекладывать на стоимость машины, то максимум рост составит 10% от стоимости машины, в среднем – от 2 до 3% от стоимости. Это совершенно незначительные изменения - особенно по сравнению с изменениями, связанными с девальвацией рубля. Но я думаю, импортные компании будут так же за счет внутренних резервов оплачивать этот сбор. Они и так из-за изменения курса валют сильно подняли свою стоимость и стали менее конкурентоспособными, на очередное повышение цен они вряд ли пойдут,  - говорит в комментарии ПРОВЭДу помощник президента «Росагромаша» Вячеслав Пронин.

Однако не все могут оплатить утильсбор за счет маржи, не у всех она это позволяет. Многим компаниям придется закладывать траты в конечную стоимость. По словам директора компании «Белагросельхозснаб» Виталия Морозова, 10% роста на сельхозтехнику – это минимум. Прогнозы у предпринимателя очень пессимистичные.

- Конечно, сбор отразился на ценах, технику никто не покупает, она больше никому не нужна. Самый минимальный рост в цене составляет от 10 до 20% - это огромные деньги, бешеные деньги, - отмечает предприниматель.
- Из-за девальвации спрос на российскую технику рос, импорт не брали. Теперь отечественную снова не будут брать, будут брать импортную. Мы вернулись к тому, что Европа опять завоюет рынок. Там есть дотации и субсидии, а у нас – нет. Ничего у нас не поддерживается, у нас все отменено, программы не работают. Есть программа поддержки производителей 1432, но туда только богатые попали, большинство компаний туда не попадают, - возмущается гендиректор «Белагросельхозснаба».

Впрочем, и у иностранцев не все так гладко. По словам координатора по работе со странами ЕЭС Ассоциации производителей сельхозтехники Германии (VDMA) Михаила Мизина, цены на импортную продукцию тоже будут расти.

- Пока трудно сказать, насколько увеличатся цены, но стоимость вырастет, это однозначно, - отмечает собеседник издания.

Удар по импортерам и инвесторам

Импортеры очень сильно пострадали из-за девальвации рубля. По словам помощника президента «Росагромаша», из-за скачка валют импортная техника подорожала минимум на треть.

- Готовые импортные машины подорожали в меньшей степени - в районе 20-30%. Основную нагрузку производители перенесли на запчасти, потому что здесь менее эластичный спрос. Запчасти подорожали в два-три раза. Фермерам, которые уже приобрели импортную технику, деваться некуда, им приходится покупать запчасти, - отмечает эксперт.

Рост цен привел к тому, что импортную технику стали реже покупать, и импорт стал резко сокращаться. По данным VDMA, в прошлом году поставки немецкой сельскохозяйственной техники в Россию из-за девальвации снизились на 40%. Это сильное падение. Если раньше Россия была вторым по счету покупателем немецкой сельхозтехники, то теперь она на пятом месте.

Чтобы сохранить свое присутствие на российском рынке, многие немецкие компании готовы открывать свои производства в России, но есть одно «но». Сейчас утилизационный сбор обязаны платить все компании – и российские, и иностранные. Однако в будущем отечественным производителям, возможно, будут компенсировать эти затраты. При этом иностранные компании, которые локализуют свои производства в России, скорее всего, такие преференции не получат.

Официальных заявлений о компенсации утильсбора пока нет, но этот вопрос уже активно обсуждают в отрасли.

- Речь идет о субсидии по аналогии с тем, как это сделано в автомобильной отрасли. Там так: если компания подписала соглашение о промсборке, она считается российским производителем, и ей компенсируется уплаченный утилизационный сбор, остальным компаниям не выплачивается. Это четкие, понятные и справедливые условия. Мы ожидаем, что в сельхозотрасли будет сделано примерно то же самое (пока это не сделано, но это уже открыто обсуждается на различных конференциях и круглых столах), - рассказывает представитель VDMA Михаил Мизин.

При этом немецкая сторона опасается, что под эти преференции не попадут те, кто планирует локализовать или уже локализовал свое производство в России. А немцы пока еще вкладываются в Россию. По словам Михаила Мизина, максимальные инвестиции, которые были сделаны компаниями VDMA, достигают 120 миллионов евро (порядка 10 миллиардов рублей). Если на российском рынке будет неравная конкуренция, это негативно отразится на инвестиционной привлекательности России.

- Возможный механизм компенсации уплаченного сбора отечественным производителям поставит в неравные условия ведущих игроков рынка, что создаст дополнительные торговые барьеры и приведет к созданию несправедливых условий конкуренции, - отмечает он.
Фермеров лишат «секонд-хенда»

По словам помощника президента «Росагромаша», введение утильсбора направлено не на то, чтобы выдавить импортную технику с российского рынка, а всего лишь на то, чтоб сократить импорт поддержанной техники, которая давно пользуется большим спросом в России.

К примеру, в прошлом году, по данным ассоциации, доля подержанных иностранных тракторов на российском рынке составила 10,4%.  За последние пять лет в нашу страну было завезено более 17 тысяч подержанных тракторов и почти 350 комбайнов, среди главных поставщиков - США и Германия. По словам Вячеслава Пронина, все это наносит ущерб не только экологии (мы становимся свалкой подержанной техники), но и экономики: вторичная техника, хоть и дешевле, но она быстрее выходит из строя.

Идея хорошая, но в жизни все немного иначе. Очень часто бывшая в употреблении техника – это единственное, что могут себе позволить наши фермеры. Сейчас просто-напросто производители лишатся импортной подержанной техники, которая качественнее российского «секонд-хенда».

- Среднестатистические фермеры не могут сегодня купить новую сельскохозяйственную технику из-за недоступности для них дешевых кредитных средств, поэтому они покупают подержанную технику отечественного или импортного производства и сами восстанавливают ее, - рассказывает глава крестьянско-фермерского хозяйства «Бурков Алексей» Алексей Бурков.
- Понятно, что европейская техника более предсказуема в эксплуатации в отличие от российской. Однако сейчас затраты на ее обслуживание значительно выше отечественных аналогов, поскольку все материалы и детали привязаны к курсу евро. В этом году мои затраты по данной статье увеличились на 30% за счет подорожания горючих материалов и увеличения стоимости расходных материалов, - отмечает фермер.

- Качество иностранной сельскохозяйственной техники в последние десятилетия было лучше. К примеру, наши фермеры чаще предпочитали покупать американские комбайны вместо наших, сделанных в Ростове-на-Дону, потому что даже подержанные иностранные комбайны оказывались лучше, чем российские. Может быть, какая-то техника у нас не уступает по качеству, но большая часть наименований у нас все-таки уступает, - добавляет профессор кафедры торговой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

Таким образом, по словам экспертов, введение утилизационного сбора в итоге приведет к тому, что пострадают конечные потребители и сельхозотрасль в целом.

- Наше правительство считает, что поддержка отечественного производителя техники в виде субсидий важнее, чем интересы конечного потребителя – того, кто использует эту технику.  Это позиция правительства, тогда как общий принцип заключается в том, чтобы учитывать, прежде всего, интересы конечного потребителя, - отмечает эксперт ВШУ Алексей Портанский.

- К сожалению, нужды и потребности сельского хозяйства, остро нуждающегося в современных образцах сельхозтехники, очень часто приносятся в жертву интересам нерыночной защиты внутреннего рынка сельхозтехники, что в конечном итоге приводит к удорожанию продуктов и бьет по кошельку всех потребителей, - говорит представитель VDMA Михаил Мизин.
- На фоне других негативных факторов - сильной девальвации рубля, низкой маржинальности сельского хозяйства - введение утилизационного сбора на сельхозтехнику нанесет ущерб производительности и негативно скажется на конкурентоспособности российского сельского хозяйства, - резюмирует эксперт.

Источник публикации: Провэд